Продолжается, такой длинный и разнообразный - наш первый день в Непале! После рассвета, встреченного в Нагаркоте, мы спускаемся в долину Катманду, чтобы начать свое знакомство с культурой Непала.
Хоть
мы и знали, что Непал для нас, европейцев, будет очень экзотичен,
первое же место, куда мы приехали, вызвало у нас изрядный культурный
шок.. Неудивительно, ведь это был комплекс храмов Шивы, Пашупатинатх.
1.
Подъехав
к лесистому холму, за которым располагается храмовый комплекс, мы
прошли довольно обычный рынок с сувенирами, сделали пару фотографий
парка и, наконец, вышли к реке.. И попали в какой-то, совсем другой
мир. Конечно, мы видели до этого фотографии Катманду и этого
места, в частности, но, как оказалось, видеть фото и побывать там на
самом деле, все-же "две большие разницы"..
2.
Здесь
мы в первый (но не в последний) раз в Непале почувствовали собственную
энергию, излучаемую тем или иным местом. На реке Багмати это был
довольно мрачный, но наполненный силой фон. И неудивительно - это место
принадлежит Шиве.
В храм Пашупати - Шивы, стекаются сотни
стариков-индуистов со всего Непала и из Индии, чтобы прожить здесь, в
специальном приюте, последние недели своей жизни, быть кремированными на
берегу священной реки Багмати и, по ее течению отправиться к новому,
лучшему воплощению. Точный день смерти им предсказывают астрологи храма.
3.
Вдоль
западного берега реки построены помосты, на которых и раскладывают
погребальные костры. Полный обряд, обеспечивающий лучшее воплощение,
довольно сложный, на территорию самого храма не-индуистов не пускают и
наблюдать можно только за заключительной частью церемонии. Пока мы
находились у реки, мы видели несколько погребальных церемоний на разных
этапах..
4.
Вот, перед тем, как уложить тело на погребальный костер, его несколько раз обносят вокруг, по часовой стрелке.
5.
А здесь, родственники ждут уже заключительной части обряда..
Вопреки
ожиданиям, люди, пришедшие проводить своих родных в последний путь
выглядят вполне обычно - это вовсе не религиозные фанатики, а
обыкновенные непальцы, которых мы видели на улицах.
6.
На
восточном берегу тоже можно увидеть храмовых служителей. Возможно, это
те самые астрологи, которые предсказывают день смерти человека и его
будущее воплощение?
7.
Храм
Пашупатинатх - старейший храм Непала и главное святилище Шивы в мире.
Он впервые построен около 400 года нашей эры, с тех пор неоднократно
перестраивался, возводились новые постройки..
Река, у которой
стоит храм переживает не лучшие свои времена. Даже по набережной видно,
насколько более полноводной она должна быть. Как и священный Ганг,
Багмати страдает от своей репутации все-очищающей реки - кроме
подношений и праха множества тел в реку попадает мусор и отходы..
8.
Шива-Пашупати
- не просто грозный разрушитель. Также он покровитель всех живых
существ. В парке на восточном берегу реки множество обезьян, приходят
сюда и другие животные - их здесь охотно привечают и кормят.
Считается,
что умершее в этом священном месте живое существо должно обязательно
возродиться в виде человека, несмотря ни на какие проступки, отягощающие
его карму.
9.
На восточном берегу реки тоже находится множество храмовых построек, посвященных Шиве.
10.
Вопреки своему внешнему виду, это не склепы. В каждом из них находится лингам [wiki] - символ бога Шивы, олицетворяющий, также в индуизме, единство мужского и женского начал.
11.
Поднявшись
наверх, мы оглядываемся назад и окидываем взглядом весь храмовый
комплекс.. В Южной части видны белые башенки храма Раджраджешвари -
богини знания. Здесь же дом ожидающих смерти.. На восточном берегу,
прямо перед нами, храм Рамы.
12.
Правее,
напротив нас через реку - основное здание храма Пашупатинатх. Судя по
мешкам с песком и размытой лестнице, весной здесь могут случаться
половодья. Не всегда Багмати выглядит пересыхающим ручейком, а иногда,
возможно, и грозит разрушениями..?
Здание, которое мы видим
сейчас более новое - оно построено в 17м веке, взамен уничтоженного
термитами старого храма, с которым связана такая легенда:
По
легенде, когда-то сам Шива, приняв обличье антилопы, решил побродить
неузнанным по лесам на берегу Багмати. Но другие боги нашли его и, чтобы
вернуть к его божественным обязанностям, догнали и ухватили за один из
рогов. Рог обломился и Шива принял свой истинный божественный образ. Рог
же, стал самым первым Лингамом. Ему поклонялись, но со временем, он был
утерян. Позже, пастух, гоня стадо вдоль берега, с удивлением увидел,
как одна из коров орошает землю своим молоком. Начав копать в этом
месте, пастух вновь нашел утерянную реликвию, вокруг которой и было
построено первое здание храма..
13.
Не
знаю, на счет рога, но современные лингамы выглядят не совсем так.
Сейчас это цилиндрические камни с закругленным концом и круглым, или
квадратным основанием. Они установлены с соответствующие углубления в
храмах.
14.
Вдоль восточного берега Багмати, в ряд стоят еще 11 таких небольших храмов - можно заглянуть в них них, как в галерею :)
15.
Здесь же, на восточном берегу расположились садху.
16.
Это странствующие йоги, пытающиеся достигнуть высших миров при помощи марихуаны..
17.
За небольшое вознаграждение, они охотно позируют для фотографий с туристами и могут даже помочь с "макияжем" :)
18.
Асис
оказался не высокого мнения о садху - по-настоящему святые люди не
должны так себя вести. И мы склонны с ним согласиться, тем более, что
наш гид сам из рода брахманов! Тем не менее, это не помешало нам
сфотографироваться с садху :)
19.
Впрочем, вовсе не все святые и отшельники, которых можно встретить здесь, будут рады позировать для фотографии..
20.
Немного развеявшись, разглядывая пестрых садху, мы вернулись к основному храму и к реке..
21.
Здесь
мы увидели еще один из этапов индуистского похоронного ритуала. На этой
площадке тело окропляли чем-то, напоминающим молоко.
22.
Напротив храма, через реку перекинуты мосты. По разные стороны расположены помосты для кремации представителей разных каст.
24.
Еще выше по течению реки - пещеры, где живут отшельники. Некоторые имеют (по крайней мере снаружи) весьма обжитой вид..
25.
В
реке Багмати, также как и в Ганге совершают омовения. Несмотря на то,
что это происходит выше по течению от крематория, чистота от такого
омовения происходит, видимо, скорее духовная..
26.
Какие-то
небольшие храмовые постройки виднеются и еще севернее, вдоль
противоположного берега, но набережная здесь заканчивается дальше мы не
пошли..
27.
Вид
вдоль набережной с самой дальней ее точки. Трудно поверить, что это все
происходит в том же самом мире, в котором мы живем каждый день..
28.
На обратном пути, мы заметили группу женщин, стиравших белье в Багмати, ниже по течению.
29.
Говорят,
когда-то так и изобрели мыло. Пепел, плывущий вниз по реке содержит
щелок - важнейший компонент мыла. Здесь белье лучше отстирывается..
Бррррр.
30.
Что-ж..
Первое знакомство с Непальской культурой оказалось, в своем роде,
шоковой терапией.. Как ни странно, возможно, благодаря доброжелательным
пояснениям Асиса, такое зрелище не вызвало у нас отвращения или
брезгливости, а какое-то странное чувство выпадения из реальности.
"Разрыв шаблона" - скажут интересующиеся НЛП люди и будут правы :)
Что
же нас ждало затем? Место намного более позитивное! После знакомства с
мрачноватыми традициями непальского индуизма, мы отправляемся в
буддийский храм, к ступе Боднатх - месту, пропитанному удивительно
сильной и положительной энергией.. Ом Мани Падме Хум! :)
Читайте об этом в следующей записи! :allworld4us
|